ПРИЗНАЙТЕ ЧУВСТВА
Перед первым визитом в сад сообщите ребенку о своих чувствах и признайте его возможные чувства.
Используя простые слова, в сдержанных выражениях можно сказать ребенку, что вы чувствуете некоторое беспокойство и он, возможно, также немного волнуется в такой важный день. Если вы взволнованы перед первым посещением, и ребенок это видит, то самое лучшее, что можно сделать – признать это беспокойство и отнестись к нему, как к естественному явлению. Ведь человеку свойственно немного волноваться, перед новыми событиями.
Не стоит углубляться в анализ чувств или многократно их озвучивать, достаточно просто признать. Затем имеет смысл переключить ребенка на внешние обстоятельства, обратить его внимание на выбор одежды, наблюдения за обстановкой по дороге в садик и прочие вещи окружающего мира.
ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ
Принцип тише едешь, дальше будешь в данном случае работает! Ведите ребенка в детский сад не раньше 3 -3, 5 лет. Начинайте пребывание в детском саду с 2 часов, потом увеличивайте по мере привыкания ребенка.
В первую неделю вы приводите ребенка в сад после завтрака и оставляете до обеда (ребенок играет, посещает занятия, гуляет с группой). Затем вы оставляете его на обед, потом на сон, следующим шагом на полдник, и таким образом доводите до полного дня или до срока, который видится вам правильным.
Время, которое вы должны выделить на каждый этап индивидуально, зависит от ребенка и других обстоятельств. Однако, вы можете быть несколько впереди малыша и переводить его с этапа на этап по своей инициативе, не дожидаясь его желания. Дети консервативны, и малыш может так никогда и не захотеть изменить режим посещения детского садика.
Если ребенок плохо ходит в сад, плачет часто, в целом погрустнел или часто болеет, вернитесь на предыдущий этап и сократите его пребывание в детском саду.
МАЛЕНЬКИЙ ЗНАК БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ
Если ребенок сильно переживает расставание с мамой можно дать ему небольшой талисман, вещицу, обозначающую маму, пока ее нет рядом. Это должна быть небольшая вещь, легко умещающаяся в кармане малыша (заколка, кулон, ракушка и проч). Давать талисман лучше заранее, дома. Скажите ребенку: «Когда я уйду, с тобой останется вот эта штучка, она обозначает меня, это мой знак».
Дети очень любят такие талисманы, чувствительны к ним, используйте это, чтобы помочь малышу почувствовать себя увереннее!
Можно дома заранее почитать с малышом книгу: «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. И в детский сад малышу «давать» свой поцелуй в его ладошку.
Как НЕ НАДО прощаться
Не затягивайте расставание с ребенком в детском саду! Четко дайте понять ребенку, когда вы уйдете.
Лучше, если выработается своеобразный ритуал прощания. Помимо обычной помощи в переодевании в это ритуал можно вводить игровой элемент. Это может быть рисование пальчиком смайлика на ладошке малыша, особый смешной прощальный стишок или все, что угодно, обозначающее вашу особую связь с ребенком. При расставании имеет смысл сказать ребенку, куда вы идете и когда именно его заберете (что, разумеется, нужно четко выполнить). Например скажите: «Я ухожу на работу, а ты будешь в саду до обеда играть, а как пообедаешь, я сразу приду!».
Конечно, все ритуалы возможны только при сравнительном спокойствии ребенка во время расставания. Если ребенок реагирует плачем, то вы лишены такой возможности. В таком случае лучше договориться с воспитателем о том, чтобы он помог отвлечь ребенка и увести его в группу.
Важно, после прощания сразу уйти, не позволяя ребенку задержать себя плачем.
Неприятно уходить от родного плачущего ребенка, но такая тактика, в конечном счете, будет лучше именно для него. Если вы из жалости сидите с ребенком, который рыдает при расставании с вами в саду, то вы оказываете ему медвежью услугу. Ведь, когда ребенок рыдает, а вы его утешаете, он верит, что вы останетесь. Это только продлевает его страдания, он не теряет надежды на вас повлиять. А если родитель ушел определенно, то эта тщетная надежда исчезает, и силы ребенка устремляются на адаптацию к ситуации. Воспитатели детских садов прекрасно знают, как быстро, почти мгновенно ребенок может успокоиться, как только за мамой закрылась дверь. Бывает, конечно, и иначе, ребенок может продолжить плакать, но, как правило, дети отвлекаются на игру, а рыдают больше всего при маме.
- Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе.
К. Чуковский «От двух до пяти»
Вопреки советам некоторых воспитателей, лучше не уходить от ребенка тайно, а попрощаться с ним по- человечески. Если ребенок не понимает, по каким законам происходит исчезновение мамы, это только усиливает его тревогу. Ребенок может больше цепляться за мать впоследствии таких тайных уходов, потому, что поведение матери непредсказуемо. Может быть вы уйдете сегодня более спокойно, но вы рискуете увеличить общую тревожность ребенка, которая скажется в других жизненных ситуациях.
Никогда не пугайте ребенка садом и не наказывайте его оставлением надолго в детском саду. Фразу: «Если ты так будешь себя вести, я тебя из садика не буду рано забирать!» или тому подобное лучше из своего педагогического репертуара исключить!
Кроме того, желательно не пугать ребенка помещением в сиротские учреждения, милицию или больницу на основании того, что он не слушается. Если такие угрозы звучат регулярно, ребенок вряд ли им верит, но тем не менее, они действуют на него угнетающе, сообщая ему идею, что родитель готов от него избавиться в результате его плохого поведения. А потеря родителя для ребенка психологически равна угрозе самому существованию, это обостряет тревогу расставания с родителем, и вообще сильно осложняет отношения.
ВОСПИТАТЕЛИ: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ
Постарайтесь наладить конструктивные взаимоотношения с администрацией детского сада (педагогами, медперсоналом, директором). Эти люди, хотя и воспринимаются родителями частенько как представители вражеского лагеря, заинтересованы в том же, в чем и вы: чтобы ребенку было хорошо в саду.
Отношения с воспитателем налаживаются так же, как и с любым другим человеком. Компетентность родителей в человеческих взаимоотношениях позволит ему наладить отношения и с воспитателями.
Начало посещения детского сада часто связано со стрессом. Однако этот стресс нормальный, он не признак того, что ребенка надо спасать. Ответьте себе на вопрос – в хорошее ли место вы привели ребенка? Если ответ положительный, то помогайте ему адаптироваться. Если же ответ отрицательный, то лучше честно себе признаться в том, что считаете сад неподходящим для вашего ребенка местом и искать варианты. Негативное отношение к детскому саду обязательно будет заметно и ребенок будет, считывая это ваше отношение, адаптироваться плохо! Компания детей сверстников необходима ребенку для развития, и всегда есть альтернативные варианты, как обеспечить ребенку это симпатичное общество.
Материал подготовила педагог-психолог Климович Т.П.
Источник: https://mama-papa-help.ru/blog-2/vospitanie-rebenka/371-na-poroge-detskogo-sada.html