Советы педагога-психолога

Работа педагога психолога начинается с диагностики. Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые - детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру - а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.

Многие дети нуждаются в  развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.

Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психологическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.

Каждый психолог знает, что все проблемы детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины  находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания и т.п. Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог  помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет за что бы то ни было.

Позади ответственный год подготовки к школе. Малыш многое узнал, многому научился в дошкольном учреждении и дома.Как сделать так, чтобы будущий первоклашка, беззаботно отдыхая и набираясь сил, не забыл к первому сентября все, что умеет? Что самое важное летом? Об этом и о многом другом, вы узнаете из статьи.

   Позади ответственный год подготовки к школе. Малыш многое узнал, многому научился, он уже зачислен в первый класс. Родители посетили собрание, побывали на собеседовании у психолога, получили необходимые рекомендации и советы. Впереди лето, и голова идет кругом! Как сделать так, чтобы будущий первоклашка, беззаботно отдыхая и набираясь сил, не забыл к первому сентября все, что умеет? Какие учебники, игры и упражнения положить в чемодан, собираясь к морю? Как вооружить знаниями по психологической готовности к обучению бабушку, ожидающую внучат на каникулы? Ничего этого не нужно!

Занятия отменяются!

Что самое важное летом? Отдых! Ребенок должен высыпаться, вкусно и полезно есть, как можно больше времени проводить на свежем воздухе. В условиях соблюдения режима дня все это укрепит не только здоровье малыша, но и его нервную систему. Что же касается специально организованных занятий по поддержанию и приумножению знаний, умений и навыков будущего школьника, возьмем на себя смелость утверждать, что они приносят порой больше вреда, чем пользы, сводя на нет все усилия по укреплению нервной системы ребенка (и родителей, кстати, тоже).

Во-первых, потому что в делах, касающихся школы, мамы и папы – не самый большой авторитет для малыша, что изначально усложняет процесс передачи знаний. Во-вторых, мы, как правило, не обладаем достаточными знаниями и навыками, чтобы сделать занятие приятным и полезным одновременно, раздражаемся, повышаем голос, позволяем себе неконструктивные замечания и даже шлепки и подзатыльники. А уж если мама имеет отношение к педагогике – держись малыш! 

А как же знания? – спросите вы. Ведь в нынешней начальной школе программа программе рознь! Есть такие, которые требуют от первоклашки очень крепкой базы, в противном случае он с первых дней начнет испытывать трудности и очень быстро потеряет интерес к учебе. 

Это, конечно, аргумент. И тем не менее – долой занятия!

 

УРОК 1

Независимо от того, насколько хорошо овладел будущий первоклассник специальными «школьными» навыками и умениями, трудиться в каникулы над тем, чтобы их закрепить или наверстать, специально не нужно! Нужно делать это НЕ специально!

«Джентльменский набор» первоклашки

Какими специальными навыками уже овладел ваш дошкольник? Чтением, счетом за пределом десятка, решением простых математических задач и фонематическим анализом слова? Наличие этого «джентльменского набора» традиционно считается хорошим тоном при поступлении в школу. Есть дети, которые легко с ним справляются, а есть малыши, у которых эти премудрости вызывают затруднения. 

Дело в том, что в основе овладения такими навыками лежат определенные психофизиологические механизмы, которые в дошкольном и младшем школьном возрасте продолжают активное развитие. Формирование психических процессов происходит скачкообразно. Еще сегодня кроха не справлялся с заданиями, требующими логических форм мышления, а уже завтра это оказывается ему под силу. Именно по этой причине не имеют смысла многократные упражнения над тем, что ему непонятно в силу несоответствия заданий актуальному уровню развития и возможностям малыша, «натаскивание» ребенка и уж тем более выводы на предмет его способностей! 

Чтение, счет и звуко-буквенный анализ – это оперирование знаковыми системами. Они требуют активности пространственного и фонематического восприятия, способности к абстрагированию, которые зарождаются в других видах деятельности, а потом, окрепнув, «обслуживают» специальные навыки, развиваясь и закрепляясь в них. В такой ситуации ребенок «без мук» овладевает новыми знаниями. Если двигаться в обратном направлении, малыш конечно же всему научится, но за счет других важных умений, внутренних ресурсов и, к сожалению, способностей.  

 

УРОК 2

Наблюдение стимулирует направленный интерес, побуждает ребенка задавать вопросы. Постепенно любопытство становится качеством личности, формируется устойчивая познавательная активность – залог успеха будущего первоклашки даже при отсутствии специальных школьных знаний. Пытливый и живой ум, способность делать выводы и умозаключения, владение понятиями и развитая речь позволяет ему все «схватывать на лету».

Целый мир под рукой

Для того чтобы за три летних месяца подготовить ребенка должным образом к школе, многого на самом деле не надо. Во-первых, если природе не мешать, не вмешиваться вероломно в развитие малыша с «высшей» математикой и техникой чтения раньше времени, а дать ему вдоволь наиграться и набегаться, то считайте, 50% работы уже сделано. А если добавить к этому наше искреннее желание общаться со своим чадом, то немного воображения и свободного времени – и можно спать спокойно. 

Едете ли вы за границу или собираетесь навестить бабушку в деревне, есть ли у вас под рукой многофункциональные устройства, способные вместить в себя все учебники для первого класса, или только альбом и цветные карандаши – не важно. Главное, что каждую секунду вас окружает многогранный и удивительный мир. Достаточно вместе с малышом внимательно наблюдать за его явлениями и объектами, подмечать и обсуждать мелочи, устанавливать между ними взаимосвязи, постепенно составляя целостную систему представлений об окружающем, – и развивающий эффект от приятного общения друг с другом не заставит себя долго ждать. Но для этого нужно знать несколько нехитрых секретов:

  • Если вы скажете ребенку: «Посмотри в окно, ну... Что ты там видишь?» – он, скорее всего, растеряется. Наблюдать нужно не вообще, а за конкретным объектом или явлением. 
  • Не стоит думать, что внимания достойны только сверхъестественные события: проплывающий мимо окон вашей многоэтажки воздушный шар или без предупреждения посетивший ресторан быстрого питания президент. Вспомните себя в детстве, когда любая мелочь вызывала интерес: муравей, пытающийся нести поверженную гусеницу; летящая, подгоняемая ветром газета; меняющий колесо машины шофер. Каждая, даже незначительная на первый взгляд вещь может стать объектом наблюдения. Визуальный ряд, который сопровождает жизнь наших детей намного ярче и многообразней, чем был в нашем детстве, поэтому им сложнее сосредотачиваться на обычных мелочах, подмечать их своеобразие. Попробуйте обратить на них внимание ребенка, и вы увидите, какое удивление вызовут у него маленькие фрагменты огромного мира. А удивление рождает интерес, пробуждает жажду познания. 
  • В каких-то достаточно сложных вещах наши дети разбираются прекрасно, а самые элементарные представления остаются без внимания. Подчас первоклашку, рассуждающего о том, что у Юпитера газообразная поверхность, может поставить в тупик вопрос о том, сколько ног у паука. Спросите шестилетку о том, чем домашние животные отличаются от диких, какую пользу приносят человеку лошадь, овца или собака, какие виды транспорта бывают, чем экскаватор отличается от бульдозера, откуда в магазине берется хлеб?.. Чаще всего малыши отвечают односложно, потому что им не хватает опыта и словарного запаса. Наблюдая вместе со своим чадом «за жизнью», старайтесь строить цепочку причинно-следственных связей, обогащая словарь ребенка новыми понятиями, а мышление – новыми представлениями. 
  • Объектом наблюдения, как мы уже говорили, может стать что угодно: явления природы, поступки людей, повадки животных, чей-то труд, работа машин и механизмов и многое другое. Одно может просто веселить, другое – с чем-то знакомить, третье – нравственно обогащать. Каждое наблюдение должно быть «замкнутым», содержать очевидные для малыша выводы, к которым вы вместе придете в ходе беседы и рассуждения.  

 

УРОК 3

Летом перед школой главное – это поддержать познавательную и умственную активность ребенка, укрепить его физически и психологически, создать максимально благоприятный фон для его естественного развития.

  

Почитаем по дороге

 А все, что «нажито непосильным трудом», – не пропадет! Навык чтения, непосредственно умение сливать звуки в слоги, а слоги в слова – это как умение, например, кататься на велосипеде. Если вы однажды поймали равновесие, то даже с перерывом в несколько лет сядете и поедете.

Понимание смысла прочитанного зависит от уровня развития фонематического слуха и читательского опыта. Сосредотачиваясь на слиянии фонем, ребенок не слышит себя, поэтому не понимает, что читает. Если такая проблема существует, то летом лучше заниматься не техникой чтения, а развитием фонематического слуха. Для этого достаточно читать вывески, объявления, табло в аэропорту. Два-три слова вместе нараспев с целью «услышать себя». Чтобы активизировать восприятие, сначала можно предложить ребенку закрыть глаза и рассказывать о том, какие звуки он слышит, кто и что, по его мнению, их издает. Играйте в слова – это поможет крохе научиться выделять в слове звуки, дифференцируя их:

  • придумывайте как можно больше слов на заданный звук;
  • по аналогии с игрой в города называйте животных, растения, имена и так далее;
  • спросите: если бы твое имя (или любое другое слово) начиналось со звука …, как бы тебя звали (как бы это называлось)? Это очень веселое упражнение, а положительные эмоции – двигатель детской деятельности. 

Как только фонематическое восприятие ребенка будет достаточно хорошо развито, читать ему станет значительно легче, и делать он это будет с большим удовольствием. И звуко-буквенный анализ будет первоклашке по плечу, даже если он не тренировался до этого неустанно целое лето. 

Уделить специальное внимание стоит, пожалуй, только мелкой моторике руки. Важно, чтобы будущий школьник правильно держал карандаш и ручку и во время работы ими не напрягал предплечье, верхнюю часть руки и плечо. Иначе, выполняя письменные работы, он будет быстро и сильно утомляться, нерационально расходуя энергию и снижая концентрацию внимания. 

Приобретите ребенку раскраски с его любимыми персонажами и коробку цветных карандашей. Ненавязчиво следите за тем, чтобы он правильно сидел, а локоть рабочей руки лежал на столе. Ничто так хорошо не тренирует навык работы кистью руки, как закрашивание и штриховка. 

 

 

Последний штрих

 Хорошая погода, прекрасное настроение, новые впечатления, активные игры с друзьями во дворе, интересная книга, которую вы вместе прочтете за время летних каникул, настольные игры для всей семьи, и ваш первоклассник – мечта учителя!

 

    Источник информации: http://1roditeli.ru/info/toscool/471/

Ваш малыш уже совсем взрослый, и ему предстоит перейти на новую ступеньку развития – пойти в детский сад. Этап этот важный и непростой как для ребенка, так и для родителей, которые встревожены, как правило, значительно больше малышей. Приживется ли ребенок в детском саду? Не обидят ли его? Не будет ли он слишком тосковать по дому, часто болеть? Не испортится ли его характер в детском коллективе? Конечно только опыт даст ответы на эти вопросы. Здесь же мы попробуем теоретически подготовиться к такому важному шагу – началу детсадовской жизни ребенка, ведь нет ничего практичнее хорошей теории!

ПРИЗНАЙТЕ ЧУВСТВА

Перед первым визитом в сад сообщите ребенку о своих чувствах и признайте его возможные чувства.

Используя простые слова, в сдержанных выражениях можно сказать ребенку, что вы чувствуете некоторое беспокойство и он, возможно, также немного волнуется в такой важный день.  Если вы взволнованы перед первым посещением, и ребенок это видит, то самое лучшее, что можно сделать – признать это беспокойство и отнестись к нему, как к естественному явлению. Ведь человеку свойственно немного волноваться, перед новыми событиями.

Не стоит углубляться в анализ чувств или многократно их озвучивать, достаточно просто признать. Затем имеет смысл переключить ребенка на внешние обстоятельства, обратить его внимание на выбор одежды, наблюдения за обстановкой по дороге в садик и прочие вещи окружающего мира.

 

ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ

Принцип тише едешь, дальше будешь в данном случае работает! Ведите ребенка в детский сад не раньше 3 -3, 5 лет. Начинайте пребывание в детском саду с 2 часов, потом увеличивайте по мере привыкания ребенка.

В первую неделю вы приводите ребенка в сад после завтрака и оставляете до обеда (ребенок играет, посещает занятия, гуляет с группой).  Затем вы оставляете его на обед, потом на сон, следующим шагом на полдник, и таким образом доводите до полного дня или до срока, который видится вам правильным.

Время, которое вы должны выделить на каждый этап индивидуально, зависит от ребенка и других обстоятельств. Однако, вы можете быть несколько впереди малыша и переводить его с этапа на этап по своей инициативе, не дожидаясь его желания. Дети консервативны, и малыш может так никогда и не захотеть изменить режим посещения детского садика.

Если ребенок плохо ходит в сад, плачет часто, в целом погрустнел или часто болеет, вернитесь на предыдущий этап и сократите его пребывание в детском саду.

 

МАЛЕНЬКИЙ ЗНАК БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ

Если ребенок сильно переживает расставание с мамой можно дать ему небольшой талисман, вещицу, обозначающую маму, пока ее нет рядом. Это должна быть небольшая вещь, легко умещающаяся в кармане малыша (заколка, кулон, ракушка и проч). Давать талисман лучше заранее, дома. Скажите ребенку: «Когда я уйду, с тобой останется вот эта штучка, она обозначает меня, это мой знак».

Дети очень любят такие талисманы, чувствительны к ним, используйте это, чтобы помочь малышу почувствовать себя увереннее!

Можно дома заранее почитать с малышом книгу: «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. И в детский сад малышу «давать» свой поцелуй в его ладошку.

 

Как НЕ НАДО прощаться

Не затягивайте расставание с ребенком в детском саду! Четко дайте понять ребенку, когда вы уйдете.

Лучше, если выработается своеобразный ритуал прощания. Помимо обычной помощи в переодевании в это ритуал можно вводить игровой элемент. Это может быть рисование пальчиком смайлика на ладошке малыша, особый смешной прощальный стишок или все, что угодно, обозначающее вашу особую связь с ребенком. При расставании имеет смысл сказать ребенку, куда вы идете и когда именно его заберете (что, разумеется, нужно четко выполнить). Например скажите: «Я ухожу на работу, а ты будешь в саду до обеда играть, а как пообедаешь, я сразу приду!».

Конечно, все ритуалы возможны только при сравнительном спокойствии ребенка во время расставания. Если ребенок реагирует плачем, то вы лишены такой возможности. В таком случае лучше договориться с воспитателем о том, чтобы он помог отвлечь ребенка и увести его в группу.

Важно, после прощания сразу уйти, не позволяя ребенку задержать себя плачем.

Неприятно уходить от родного плачущего ребенка, но такая тактика, в конечном счете, будет лучше именно для него. Если вы из жалости сидите с ребенком, который рыдает при расставании с вами в саду, то вы оказываете ему медвежью услугу. Ведь, когда ребенок рыдает, а вы его утешаете, он верит, что вы останетесь.  Это только продлевает его страдания, он не теряет надежды на вас повлиять.  А если родитель ушел определенно, то эта тщетная надежда исчезает, и силы ребенка устремляются на адаптацию к ситуации. Воспитатели детских садов прекрасно знают, как быстро, почти мгновенно ребенок может успокоиться, как только за мамой закрылась дверь. Бывает, конечно, и иначе, ребенок может продолжить плакать, но, как правило, дети отвлекаются на игру, а рыдают больше всего при маме.

- Ну, Нюра, довольно, не плачь!

- Я плачу не тебе, а тете Симе.

К. Чуковский «От двух до пяти»

Вопреки советам некоторых воспитателей, лучше не уходить от ребенка тайно, а попрощаться с ним по- человечески.  Если ребенок не понимает, по каким законам происходит исчезновение мамы, это только усиливает его тревогу. Ребенок может больше цепляться за мать впоследствии таких тайных уходов, потому, что поведение матери непредсказуемо. Может быть вы уйдете сегодня более спокойно, но вы рискуете увеличить общую тревожность ребенка, которая скажется в других жизненных ситуациях.

Никогда не пугайте ребенка садом и не наказывайте его оставлением надолго в детском саду. Фразу: «Если ты так будешь себя вести, я тебя из садика не буду рано забирать!» или тому подобное лучше из своего педагогического репертуара исключить!

Кроме того, желательно не пугать ребенка помещением в сиротские учреждения, милицию или больницу на основании того, что он не слушается. Если такие угрозы звучат регулярно, ребенок вряд ли им верит, но тем не менее, они действуют на него угнетающе, сообщая ему идею, что родитель готов от него избавиться в результате его плохого поведения. А потеря родителя для ребенка психологически равна угрозе самому существованию, это обостряет тревогу расставания с родителем, и вообще сильно осложняет отношения.

 

ВОСПИТАТЕЛИ: ВРАГИ ИЛИ ДРУЗЬЯ

Постарайтесь наладить конструктивные взаимоотношения с администрацией детского сада (педагогами, медперсоналом, директором). Эти люди, хотя и воспринимаются родителями частенько как представители вражеского лагеря, заинтересованы в том же, в чем и вы: чтобы ребенку было хорошо в саду.

Отношения с воспитателем налаживаются так же, как и с любым другим человеком.  Компетентность родителей в человеческих взаимоотношениях позволит ему наладить отношения и с воспитателями.

Начало посещения детского сада часто связано со стрессом. Однако этот стресс нормальный, он не признак того, что ребенка надо спасать. Ответьте себе на вопрос – в хорошее ли место вы привели ребенка? Если ответ положительный, то помогайте ему адаптироваться. Если же ответ отрицательный, то лучше честно себе признаться в том, что считаете сад неподходящим для вашего ребенка местом и искать варианты. Негативное отношение к детскому саду обязательно будет заметно и ребенок будет, считывая это ваше отношение, адаптироваться плохо! Компания детей сверстников необходима ребенку для развития, и всегда есть альтернативные варианты, как обеспечить ребенку это симпатичное общество.

Материал подготовила педагог-психолог Климович Т.П.

Источник: https://mama-papa-help.ru/blog-2/vospitanie-rebenka/371-na-poroge-detskogo-sada.html

Адаптация к детскому саду - один из наиболее волнительных периодов в жизни малыша и его родителей. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, стресс испытывают все - сам малыш, мама и папа, и даже воспитатель. Но если педагоги знают, как вести себя с рыдающим при расставании малышом, то родители зачастую оказываются не готовы к капризам и истерикам ребенка и впадают в состоянии паники и полной растерянности. При этом именно от их поведения во многом зависит то, насколько быстро и успешно пройдет привыкание ребенка к условиям детского сада.

Вот несколько советов родителям о том, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду:

  1. Уделяйте больше внимания своему ребенку, говорите с ним, позвольте делиться своими чувствами и переживаниями.
  2. Вырабатывайте в себе терпеливость. Только терпение позволит вам спокойно реагировать на слезы и истерики малыша в адаптационный период.
  3. Проявляйте гибкость и стойкость, не реагируйте остро на капризы и слезы ребенка перед посещением детского сада. Такое поведение малыша нормально, он выражает свои эмоции, которые неизбежно появляются в новой для него обстановке. Всем своим видом показывайте, что всё хорошо, ничего страшного не произошло, чувствуйте это внутри себя. Мама не отдает малыша «незнакомой тете», а лишь оставляет его на время поиграть с другими детьми.
  4. Разговаривайте с воспитателем о ребенке, в присутствии малыша вместе с педагогом хвалите его за хорошо проведенный день в детском саду.
  5. Поиграйте с ребенком в игру «Детский сад», постарайтесь выяснить, что его волнует и тревожит. В игре малыш обязательно проявит свои настоящие чувства.
  6. Уладьте семейную ситуацию, решите семейные проблемыили на время оставьте их. В этот период ребенку нужен надежный тыл, дружная семья и доброжелательные близкие. Конфликты и семейные неурядицы оставьте на потом, не решайте их при ребенке, не выражайте свой гнев при малыше, не отзывайтесь негативно о ком-либо из родственников. Пусть малыш знает, что в семье все хорошо, все его любят и понимают. Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно решить свои внутренние проблемы или семейные конфликты, обратитесь за помощью к специалистам.

Удачи вам!

 

Литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть