Формирование основ экономических представлений у детей дошкольного возраста в процессе организации разных видов детской деятельности.

Азбука бережливости - видеоролик для детей и взрослых

https://youtu.be/m_qfbYaCaoE 

Как научить ребёнка быть экономным?

Сегодня вокруг большое разнообразие вещей и развлечений. Хочется всего и побольше, особенно детям. Крайне важным становится вопрос: как приучить ребенка к правильному использованию денег. Как не избаловать, и объяснить что это за инструмент - деньги? До наступления школьного возраста ребенку редко доверяют наличность. Все потребности ребенка родитель закрывает самостоятельно.

Уже в этом возрасте желательно поведать ребенку, что во-первых деньги - это не простые бумажки, а обменная валюта за товары и услуги. Как только ребенок поймет, что деньги не печатаются дома на принтере, расскажите, что они являются результатом определенного труда, наградой за проделанную работу.

Советы для родителей:

1. Расскажите ребенку о семейном бюджете.

Необходимо рассказать ребенку про материальные возможности семьи, на что есть возможность потратить деньги, а на что нет, какие обязательные платежи надо каждый месяц выплачивать. Если взят кредит, то можно смело рассказать это ребенку.

Будьте внимательны! Подбирайте слова так, чтобы ребенок не почувствовал себя ущемленным по сравнению с другими детьми. Например: не нужно говорить, что вы себе не можете позволить что-то, лучше говорите: "Наша семья тратит деньги разумно. Лучше мы откажемся от пяти безделушек, и купим тебе хороший большой конструктор. Ты ничем не хуже Пети, просто его родители тратят деньги глупо. Мы ведь с тобой умные, правда?"

 
 
Как научить ребенка быть экономным: 4 полезных совета
 

2. Вознаграждение за отличные оценки и уборку дома.

Если ребенок еще не ходит в школу - можно награждать его за успехи на подготовительных курсах, или значительные достижения в кружках и секциях. Хорошим стимулом для учебы и ведения хозяйства послужат деньги.

Например, за отличное окончание недели в дневнике можно дать ребенку 100 рублей, а за уборку своей комнаты каждый день по 20 рублей. И ни в коем случае не надо спрашивать, на что потрачены деньги, может ребенок копит, чтобы сделать подарок или он захотел купить новую игру. Такое сочетание приятного с полезным на практике показывает отличные результаты.

 
 
Как научить ребенка быть экономным: 4 полезных совета
 

Еще мудрее приучать ребенка к совершенствованию навыков, ведь ребенок, который дополнительно протер пыль, или справился с заданием быстрее обычного, должен получить не не 20, а 25 рублей, справедливо? Поощряйте стремление к совершенствованию!

 

Приучите ребенка к модели: Если хочешь заработать - нужно что-то предпринять.

 

3. Список будущих покупок.

Необходимо завести тетрадь, где ребенок будет записывать, что ему очень бы хотелось. Через месяц следует пересмотреть тетрадь с ребенком и обсудить, не передумал ли он насчет какого – то пункта. В большинстве случаев, выясняется, что ребенок уже желает другое. Если сразу же удовлетворять материальные потребности ребенка, то это приведет к избалованности и пустой потере семейного бюджета.

 
 
Как научить ребенка быть экономным: 4 полезных совета
 

4. Дать почувствовать ребенку, что он распоряжается именно своими деньгами.

Отправьте ребенка в магазин с 200 рублями, при это заранее продумав список продуктов на 150 рублей и попросите обязательно принести сдачу. Ребенок купил продуктов на 150 рублей, но что же делать с сдачей? Конечно же он купит что-нибудь вкусное и вредное.

Однако в следующий раз, отправив его в магазин, скажите, что сдачу ребенок может оставить себе, результат не заставит себя долго ждать, придя с магазина, он не купит ерунду на сдачу, а отложит эти деньги для желанной покупки.

 
 
Учим детей бережному отношению к вещам
 

Ребенок учится в первую очередь на примере родителей и значимых взрослых, поэтому нужно проанализировать, насколько мы аккуратны и бережливы в отношении своих вещей. Если у папы бардак в машине, а мама раскидывает свою обувь и косметику, то никакие уговоры и авторские методики не научат ребенка аккуратности и порядку. Согласитесь, что требовать от малыша того, что вы не выполняете сами, как минимум, странно. Важно не только соблюдать чистоту и порядок, но и говорить об этом, чтобы ребенок запоминал, как правильно обращаться с вещами.

Материальные вопросы

Многие родители избегают обсуждений материальных вопросов при ребенке — не нужно скрывать ваше материальное положение и возможности. Перед походом в магазин всегда проговаривайте, что вы можете сегодня позволить — например, шоколадку или раскраску, а малыш пусть сам выбирает, что ему сейчас нужнее. Так он будет осознавать, что покупать нужно только то, что нужно, а не на что взгляд упадет. И покупка, совершенная осознанно, всегда ценится гораздо больше.

Починить или выбросить?

Современные родители всё чаще заменяют сломанные игрушки новыми, не пытаясь починить их, а ведь такой ремонт помогает воспитывать в детях бережное к ним отношение. Мы уже привыкли к тому, что проще купить новую вещь, чем ремонтировать сломавшуюся. Но почему? Ведь часто достаточно починить лишь одну деталь, и любимая вещь будет радовать владельца и дальше.

Если малыш будет расти с осознанием того, что любой предмет можно сломать, а взамен получить новый, то, конечно, ни о каком бережном отношении говорить не придется. Дети обожают ломать и разбирать игрушки — так они удовлетворяют свою потребность в познании. Важно обязательно обсудить, что «ты можешь, конечно, сейчас сломать свою машинку, чтобы узнать, что находится внутри, но тогда ты не сможешь в нее играть, как раньше». А дальше пусть он сам делает выбор – ломать или нет. Не нужно покупать ему новую взамен той, которую он сломал осознанно.

Говоря о поломке игрушек, важно обсудить еще один нюанс. Если вы говорите ребенку, что данная вещь принадлежит ему – будь то игрушка, книга или гаджет, будьте готовы к тому, что он распорядится ей так, как посчитает нужным. И не факт, что ваше представление об использовании этой вещи по назначению совпадет с мнением ребенка. Свою вещь ребенок вправе ломать, видоизменять, разбирать и делать с ней все, что ему заблагорассудится, ведь это его ответственность. Если же вы не хотите такой судьбы для этой вещи, заранее обсудите с малышом, что вы даете ее ему во временное пользование, и вернуть он ее должен в целости. Такой вариант подойдет для действительно ценных вещей.

Это правило касается и вещей, которые дети носят. Очень часто они не берегут свои вещи и лезут в грязь, кладут гвозди в карманы, забывают в одежде конфеты и печенье, забывают и теряют перчатки, играют в новых туфлях в футбол… не заботясь об их сохранности и чистоте. И родители покупают новую одежду, портфели, перчатки и ремни. Таким поведением бережному отношению не научить. Покупая ребенку вещи, проговаривайте, что они приобретаются не на один день, и что в случае их порчи ребенок будет ходить какое-то время в зашитых брюках, в куртке с пятнами от мазута и со сбитыми носами на обуви или вы замените испорченную одежду на гораздо менее красивый и модный наряд.

Обучение в игре

Обучая бережному хранению, всегда используйте игру. Дети играют долго и с удовольствием, максимально развиваясь в этом процессе. Согласитесь, что уборка – занятие нудное и не интересное, поэтому придумайте игру: кукол нужно уложить спать, машинку – загнать в гараж. Чем больше интересных и необычных игровых моментов вы придумаете, тем с большим удовольствием малыш будет убирать собственные вещи на свои места.

Вещи, подаренные по важному поводу, всегда будут ценнее, чем другие подарки. Чем подарок желаннее, тем меньше вероятность, что малыш эту вещь уничтожит. Проговаривайте с ребенком, что вы дарите ему этот подарок, потому что он его заслужил своим поведением: например, героически выдержал поход к стоматологу. Игрушку, подаренную в честь такого события, малыш будет хранить, как зеницу ока, ведь она будет напоминать ему о своей смелости.

Вещи, приобретенные на «свои» деньги

Сейчас часто на праздники детям дарят деньги. Научите малыша копить, и велосипед, купленный на собственные накопления, ребенок будет беречь еще долгие годы. Расскажите малышу о том, как правильно копить средства, поделитесь своим опытом такого поведения, предложите посильную помощь. Например, дорогостоящие, но желанные вещи, вы можете покупать пополам с ребенком. Это правило работает только в отношении подарков и не касается жизненно необходимых вещей: кормить, одевать и обучать ребенка – это обязанность родителей.

Вещи – всего лишь вещи

Обучая малыша бережному отношению к своим вещам, важно не переборщить и помнить, что вещи – это всего лишь вещи, и дети обладают свойством их портить, пачкать и терять. Не нужно ругать детей за случайные поломки, неожиданные падения (и как следствие, порванные джинсы) и внезапные потери. Всегда обсуждайте с детьми, что материальная ценность, конечно, важна, но еще важнее – жизнь, здоровье и теплые и доверительные отношения внутри семьи. Ведь нередки случаи, когда дети, боясь родительского гнева, бросаются в речку за упавшим телефоном или прыгают на рельсы, чтобы достать свою сумку…

Помните, что любую проблему можно решить, поговорив с ребенком. Любите своих детей, цените их доверие, учите на собственном примере и не забывайте, что бережное отношение к вещам возникает из целого комплекса убеждений и действий как родителей, так и детей.

Как научить детей бережливости?

Экологически грамотное поведение очень часто согласуется с принципами рациональности, бережливости, продуманного отношения к покупкам, к своему времени, к организации окружающей среды. И научить этому всему детей могут, конечно же, только взрослые — родители и воспитатели.

 

В европейских садах детям преподают такие правила поведения:       не брать того, что им не нужно;

не выбрасывать то, чем ещё можно пользоваться;

выбирать натуральные материалы для работы;

предпочитать полезные продукты вредным;

рисовать на обеих сторонах листа бумаги, полностью его используя;

изрисованную бумагу использовать для поделок;

вырезая детали, начинать с края, а не с середины;

при приобретении восковых карандашей смотреть, чтобы они были завёрнуты в бумагу, а не в пластик;

рисовать карандашами, а не фломастерами, потому что от фломастеров остаётся пластмасса;

писать ручками со сменным стержнем;

покупать прочные деревянные игрушки и другие предметы из стойких природных материалов;

отказываться от одноразовой бумажной и пластиковой посуды, покупать напитки в стеклянных бутылках и банках, которые можно сдавать;

чтобы дети с раннего детства научились сортировать мусор, в детских садах ставят разноцветные вёдра, ящики или контейнеры для мусора в каждой группе; дети могут собирать отдельно алюминий, бумагу и картон, стекло, металлы, синтетические материалы, биологический мусор, батарейки.

 

Обобщая содержание программ по экологии для дошкольных учреждений, можно выделить следующие разделы.

Где и когда возникает мусор. Дети рассказывают о том, какой мусор им в жизни встречается, что они выбрасывают и почему. Детей просят вспомнить, куда девается мусор после того, как его выбросили.

Детей знакомят с переработкой мусора (сжигание отходов с целью получения энергии, создание бумажных изделий из макулатуры, переработка металлолома, использование образующихся при сжигании шлаков для строительства дорог).

Дети сами сочиняют сказочные, фантастические истории (например, о людях, которые копят разный хлам), разыгрывают сценки, связанные со сбором, отвозом и переработкой мусора.

Дети учатся сортировать мусор, отвечая на вопросы:

Весь ли мусор одинаковый? Чем отличаются друг от друга вещи, выброшенные в мусор?

Проверь, правильно ли были выброшены вещи в мусор. Может быть, там оказалось что-то, что можно использовать ещё раз? Как?

Детям рассказывают о том, как можно уменьшить количество мусора; как сэкономить природное сырьё; как сократить расход электроэнергии.

Детей знакомят с процессом изготовлением бумаги из дерева и из макулатуры, с изготовлением стекла из песка и из битого стекла.

Детям объясняют, что повторное использование одной и той же стеклянной бутылки позволяет сэкономить на изготовлении 60 жестяных банок, а также приводят другие примеры экономии в домашнем хозяйстве.

Детям объясняют, как и сколько покупать продуктов в магазине, обращая внимание на их качество, свежесть, стоимость, удобство расфасовки и приготовления, а также с позиции экономии естественных ресурсов. Кроме того, они получают сведения о том, как хранить и обрабатывать продукты.

Детей знакомят с опасными вещами и продуктами. К этой категории можно отнести старые лекарства, ртутные термометры, батарейки, остатки лаков, красок, растворителей и другую бытовую химию, баллончики с остатками содержимого. Детей учат быть внимательными к окружающим их предметам, не пользоваться странными или опасными предметами.

Детям рассказывают, что представляет собой компост, как научиться создавать компост в деревне или на даче, подчёркивают важность компостирования, по возможности, всех биологических отходов. Детям объясняют, что можно компостировать: ветки, стебли, листья, кору деревьев, кустарников и цветов, пищевые остатки, обрезки, яичную скорлупу, фильтры с кофейной гущей, чайные пакетики.

 

В каждом детском саду рекомендуется создавать компостер — чтобы в его наполнении участвовали сами дети. Они могут потом наблюдать за тем, как из биологических остатков образуется компост: как повышается температура в ящике (иногда до 70 градусов!), как остатки перегнивают, как внизу образуется перегной — естественное удобрение, не имеющее себе равных. Тут же воспитатели объясняют, что его образованию способствуют бактерии, грибки, дождевые черви, а также доступ воды и воздуха.

 

Из книги "Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность"

 

Екатерина Протасова

Загадки для Вашего ребёнка по бережливости и экономии

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

 

Что получается, когда тает снег? (вода).

Она и снег, она и лед,

Она сплошной круговорот.

Сок жизни на планете.

Так что же это, дети? (вода)

 

Над рекою расстилался, в воздухе стоял,

А под солнышком пропал, в тучку убежал (туман)

 

Без путей и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле.

Толь ноги на земле (дождь)

 

Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь)

 

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)

 

Весь мой носик заржавел,

Так как день и ночь потел.

Кто-то воду не закрыл,

А я болячки получил (кран)

 

 

Загадки от Электроши

 

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это... (электричество)

 

На стенке в розетке, в пластмассовой клетке

Живет удивительный кот.

Лишь вилку увидит, из клетки он выйдет.

А так ни за что не идет (электричество)

 

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет –

Не зажжется в доме свет (электричество)

 

Лампа и магнитофон,

Радио и телефон,

Телевизор, пылесос.

«Что же это?» - мой вопрос (электрические приборы)

 

Провела я солнце

Сквозь свое оконце,

К потолку подвесила –

Сразу стало весело (электрическая лампочка)

 

Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка)

 

Золотая птичка вечером в дом влетает,

Весь дом освещает (электрическая лампочка)

 

Голова моя стеклянная болит

От того, что день и ночь она горит.

Выключить меня никто не хочет,

Больше жить так нету мочи (электрическая лампочка)

 

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек —

Загорелся огонек. (электрическая лампочка)

 

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется  (электрическая лампочка)

 

Дома печка у меня

Дров не просит для огня,

Не дымит и не коптит,

Тихо в уголке стоит  (электрообогреватель)

 

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявишь море (утюг)

 

Залез на стол ён, аглядзеўся,

Гнуткім хвосцікам вільнуў,

Складкі з хустачкі злізнуў (прас)

 

Параход сам не хадзіў,

Я яго рукой вадзіў.

Параход ішоў па хвалях,

Як прайшоў – яны прапалі (прас)

 

По полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (утюг)

 

Есть ящик уникальный,

С рожденья уникальный.

Он играет и поет,

Никогда не устает (магнитофон)

 

Жить без него я не могу.

Очень я его люблю.

Я пишу, а он читает

И ошибки исправляет.

Песни, музыка, кино –

Все хранится у него (компьютер)

 

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

 Строчка в строчку –

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

 

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там (телефон)

 

 В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет (холодильник)

 

Хатку татка ў дом прывез,

У той хатцы – Дзед Мароз.

Ён там спіць і ў сне буркоча,

Паказацца мне не хоча (халадзільнік)

 

Вся родня живет вот так:

Тик-так, тик-так,

Ну а мы не можем так:

Они все механические,

А мы-то  электрические (электронные часы)

 

Мы сидим перед экраном

Вечером и утром рано.

Полюбили мы давно

И мультфильмы, и кино (телевизор)

 

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок (радиоприемник)

 

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были (пылесос)

 

Если пуговку нажмешь,

И немного подождешь –

Дверь приоткрывается,

Мама появляется! (звонок)

 

Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз -  и день включу. (выключатель)

 

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает.  (электросчетчик)

 

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара.

Паровозова сестричка,

Кто такая?  … (электричка)

 

По асфальту ходит дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Он без них не может. (троллейбус)

 

Хвіліны вольнае не мае, бо спяшаецца заўжды,

І учэпіста трымае ён рукамі правады. (тралейбус)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.  (метро)

 

 

Меня никто не видит,

А всякий слышит,

А спутницу маю

Всяк может видеть,

Но никто не слышит. (гром и молния)

 

Летит огневая стрела,

Сперва - блеск, за блеском – треск,

За треском – плеск. (молния, гром, дождь)

 

 

Загадки от Теплоши

 

Мои рёбрышки болят,

Всю зимушку они шипят.

Но окна человек не утепляет,

И моя работа пропадает.

И приходится опять

Комнату мне нагревать. (батарея)

 

В нашем доме под окошком

Есть горячая гармошка:

Не поет и не играет –

Дом она обогревает. (батарея)

 

Из недр Земли пришёл к нам друг,

Но люди не все его берегут.

Может газа не хватить -

Как буду я людей кормить? (газовая плита)

 

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины –

До завтра солнца не нужны. (газовая плита)

 

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички".(газ)

 

Если ветер в окна свищет

Или дождь из щелей брызжет —

Значит, ясно нам одно: ... (не заклеено окно).

 

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце)

 

Из кирпича, да не дом.

Греет, да не шуба.

День и ночь дрова глотает,

Пирогами угощает. (печь)

 

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают - глотает. (печь)

 

Стоит девица в избе, а коса на дворе. (печь и дым)

 

У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)

 

Полна коробушка золотых воробушков. (угольки в печке)

 

В деревянном домике проживают гномики.

Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (спички)

 

В маленьком пенале держат сто пожаров. (коробок спичек)

 

На привале нам помог, суп сварил, картошку спек.

Для похода он хорош, но с собой не понесешь. (костер)

Глубоко под землей залегаем.

Людям жить на земле помогаем. (полезные ископаемые)

 

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (торф)

 

Он черный, блестящий, помощник людям настоящий:

Помогает плавить сталь, делать краску и эмаль. (уголь)

 

День спит, ночь глядит,

Утром умирает, другой сменяет. (свеча)

 

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду, что много горя принесу. (искра)

 

Стоит столб, на столбе – бочка, а в бочке - огонь. (лампа керосиновая)

 

Без рук, без ног, а на избу  забрался. (дым)

 

Без рук, без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается. (дым)

 

Дрожит свинка – золотая щетинка. (огонь)

 

Наш дед Ермолай съест все, что ни дай. (огонь)

 

Чырвоны сабака ў печы гуляе.

Ніколі не брэша, а рукі кусае. (агонь)

 

 

Загадки от Энергоши

 

Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется. (огонь, вода, ветер)

Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (ветер, туча, солнце)

Загадки от Водяши

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (вода).

 

Что получается, когда тает снег? (вода).

Она и снег, она и лед,

Она сплошной круговорот.

Сок жизни на планете.

Так что же это, дети? (вода)

 

Над рекою расстилался, в воздухе стоял,

А под солнышком пропал, в тучку убежал (туман)

 

Без путей и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле.

Толь ноги на земле (дождь)

 

Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь)

 

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)

 

Весь мой носик заржавел,

Так как день и ночь потел.

Кто-то воду не закрыл,

А я болячки получил (кран)

 

 

Загадки от Электроши

 

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это... (электричество)

 

На стенке в розетке, в пластмассовой клетке

Живет удивительный кот.

Лишь вилку увидит, из клетки он выйдет.

А так ни за что не идет (электричество)

 

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет –

Не зажжется в доме свет (электричество)

 

Лампа и магнитофон,

Радио и телефон,

Телевизор, пылесос.

«Что же это?» - мой вопрос (электрические приборы)

 

Провела я солнце

Сквозь свое оконце,

К потолку подвесила –

Сразу стало весело (электрическая лампочка)

 

Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка)

 

Золотая птичка вечером в дом влетает,

Весь дом освещает (электрическая лампочка)

 

Голова моя стеклянная болит

От того, что день и ночь она горит.

Выключить меня никто не хочет,

Больше жить так нету мочи (электрическая лампочка)

 

Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырек —

Загорелся огонек. (электрическая лампочка)

 

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется  (электрическая лампочка)

 

Дома печка у меня

Дров не просит для огня,

Не дымит и не коптит,

Тихо в уголке стоит  (электрообогреватель)

 

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявишь море (утюг)

 

Залез на стол ён, аглядзеўся,

Гнуткім хвосцікам вільнуў,

Складкі з хустачкі злізнуў (прас)

 

Параход сам не хадзіў,

Я яго рукой вадзіў.

Параход ішоў па хвалях,

Як прайшоў – яны прапалі (прас)

 

По полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать (утюг)

 

Есть ящик уникальный,

С рожденья уникальный.

Он играет и поет,

Никогда не устает (магнитофон)

 

Жить без него я не могу.

Очень я его люблю.

Я пишу, а он читает

И ошибки исправляет.

Песни, музыка, кино –

Все хранится у него (компьютер)

 

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

 Строчка в строчку –

Будет платье вашей дочке (швейная машинка)

 

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там (телефон)

 

 В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет (холодильник)

 

Хатку татка ў дом прывез,

У той хатцы – Дзед Мароз.

Ён там спіць і ў сне буркоча,

Паказацца мне не хоча (халадзільнік)

 

Вся родня живет вот так:

Тик-так, тик-так,

Ну а мы не можем так:

Они все механические,

А мы-то  электрические (электронные часы)

 

Мы сидим перед экраном

Вечером и утром рано.

Полюбили мы давно

И мультфильмы, и кино (телевизор)

 

Через реки, через горы

Слышим музыку и говор.

Нам услышать их помог

Этот чудо-сундучок (радиоприемник)

 

Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были (пылесос)

 

Если пуговку нажмешь,

И немного подождешь –

Дверь приоткрывается,

Мама появляется! (звонок)

 

Ночь. Но если захочу,

Щелкну раз -  и день включу. (выключатель)

 

Очень строгий контролер

Со стены глядит в упор,

Смотрит, не моргает.

Стоит только свет зажечь

Иль включить в розетку печь –

Все на ус мотает.  (электросчетчик)

 

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара.

Паровозова сестричка,

Кто такая?  … (электричка)

 

По асфальту ходит дом,

Ребятишек много в нем,

А над крышей вожжи,

Он без них не может. (троллейбус)

 

Хвіліны вольнае не мае, бо спяшаецца заўжды,

І учэпіста трымае ён рукамі правады. (тралейбус)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.  (метро)

 

 

Меня никто не видит,

А всякий слышит,

А спутницу маю

Всяк может видеть,

Но никто не слышит. (гром и молния)

 

Летит огневая стрела,

Сперва - блеск, за блеском – треск,

За треском – плеск. (молния, гром, дождь)

 

 

Загадки от Теплоши

 

Мои рёбрышки болят,

Всю зимушку они шипят.

Но окна человек не утепляет,

И моя работа пропадает.

И приходится опять

Комнату мне нагревать. (батарея)

 

В нашем доме под окошком

Есть горячая гармошка:

Не поет и не играет –

Дом она обогревает. (батарея)

 

Из недр Земли пришёл к нам друг,

Но люди не все его берегут.

Может газа не хватить -

Как буду я людей кормить? (газовая плита)

 

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины –

До завтра солнца не нужны. (газовая плита)

 

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички".(газ)

 

Если ветер в окна свищет

Или дождь из щелей брызжет —

Значит, ясно нам одно: ... (не заклеено окно).

 

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … (солнце)

 

Из кирпича, да не дом.

Греет, да не шуба.

День и ночь дрова глотает,

Пирогами угощает. (печь)

 

Летом спит,

Зимой горит,

Пасть открывает,

Что дают - глотает. (печь)

 

Стоит девица в избе, а коса на дворе. (печь и дым)

 

У нас в печурочке золотые чурочки. (дрова в печи)

 

Полна коробушка золотых воробушков. (угольки в печке)

 

В деревянном домике проживают гномики.

Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (спички)

 

В маленьком пенале держат сто пожаров. (коробок спичек)

 

На привале нам помог, суп сварил, картошку спек.

Для похода он хорош, но с собой не понесешь. (костер)

Глубоко под землей залегаем.

Людям жить на земле помогаем. (полезные ископаемые)

 

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (торф)

 

Он черный, блестящий, помощник людям настоящий:

Помогает плавить сталь, делать краску и эмаль. (уголь)

 

День спит, ночь глядит,

Утром умирает, другой сменяет. (свеча)

 

Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду, что много горя принесу. (искра)

 

Стоит столб, на столбе – бочка, а в бочке - огонь. (лампа керосиновая)

 

Без рук, без ног, а на избу  забрался. (дым)

 

Без рук, без ног, без лестницы, без веревки в небо подымается. (дым)

 

Дрожит свинка – золотая щетинка. (огонь)

 

Наш дед Ермолай съест все, что ни дай. (огонь)

 

Чырвоны сабака ў печы гуляе.

Ніколі не брэша, а рукі кусае. (агонь)

 

 

Загадки от Энергоши

 

Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется. (огонь, вода, ветер)

Без крыл летит, без ног бежит, без огня горит. (ветер, туча, солнце)

Меню раздела