Памятки для педагогов

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник ещё в 20-е годы нынешнего столетия в Соединенных Штатах. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. А разработал данный метод американский философ и педагог Джордж Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность детей, руководствуясь с их личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям так же их личную заинтересованность в приобретенных знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но, возникает вопрос, для чего и когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные уже знания, и в то же время, новые знания, которые ему ещё предстоит приобрести.

Метод проектов привлек всё же внимание и у русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения и воспитания возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году пытались активно использовать проектные методы в практике преподавания. И уже позднее, при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в образовательное пространство, но недостаточно продумано и последовательно и, в связи с этим, метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось каких-либо серьёзных попыток возродить этот метод в образовательной практике, когда за рубежом он активно и весьма успешно развивался.

Итак, что же такое проект и как используется метод проекта?

С первых дней своей жизни ребёнок открывает для себя что-то новое, неведомое его пониманию. Для него всё впервые: природные явления, эмоции, предметы окружающей действительности. Именно поэтому мы так часто слышим от малыша: «Почему?..». 

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Для того чтобы поиск ответов на все интересующие его вопросы был наиболее интересным, необходимо найти такой метод, который отвечал бы всем необходимым требованиям: был интересен ребенку и объединял в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научил работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Именно проектная деятельность может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, дав возможность почувствовать себя значимым, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Именно поэтому метод проекта актуален, эффективен и очень распространен в дошкольном образовании.

Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; со­вокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной дея­тельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место ценность дошкольного детства, как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).
  • ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Требования к проекту:

  • наличие значимой для детей проблемы, задач ее реализации;
  • теоретическая, познавательная, практическая значимость предлагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • структурирование содержательной части проекта;
  • использование исследовательских методов.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу дошкольного учреждения необходимо решить ряд проблем:

  • низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
  • нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
  • недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
  • низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Шиптенко Ю.М.

Информационно-методическое обеспечение:

1.В.А.Деркунская «Проектная деятельность дошкольников»// Центр педагогического образования,2012;

2.Л.Д.Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ»//М. Творческий центр, 2010;

3.Журнал «Дошкольная педагогика» №1-2010//Детство-Пресс;

4.Журнал «Воспитатель ДОУ» №10-2011//Сфера;

5.Н.С.Голицина «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»//АРКТИ, 2003;

6.Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»// М.Мозаика-Синтез, 2012;

7.В.Е.Лампман, М.Г.Попова «Лаборатория педагогического мастерства»// Волгоград. Учитель, 2012;

8.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников»//М.Мозаика-Синтез, 2008.

 

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.

     Как известно, распорядок дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.     

     Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка:

-Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

-В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

-Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Распорядком дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.         

Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

В распорядке дня выделим следующие режимные моменты:

-Утренний прием.

-Утренняя гимнастика.

-Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

-Организация непосредственно образовательной деятельности.

-Организация прогулки.

-Организация сна.

-Уход домой.

В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).

Система проектирования режимных моментов будет включать:

-особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);

-организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;

-основные направления деятельности в каждом организационном моменте;

-задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);

-формы, методы, приемы решения задач;

-планируемые результаты (достижения ребенка).

Особенности организации питания

      В дошкольном образовательном учреждении организуется трех-четырехразовое питание, в соответствии с зимне-весенним и летне-осенним 10-дневным меню. Подсчет белков, жиров, углеводов, а также калорийности блюд, получаемых детьми, проводится ежемесячно. Для детей с аллергодермотозами составляется отдельное меню с учетом их индивидуальных особенностей.

     Контроль за соблюдением натуральных норм продуктов и проведение С-витаминизации готовой пищи осуществляются медсестрой. Контроль за правильной организацией питания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется заведующей с привлечением членов родительского комитета. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

      Для благоприятного прохождения процесса питания за каждым ребенком закрепляется индивидуальное место. Столы и стулья соответствуют росту детей. Перед каждым приемом пищи столы обрабатываются влажной салфеткой.

     Столовые приборы (тарелка, ложка, вилка, нож) раскладываются на индивидуальные салфетки. Их набор определяется меню блюд. Чайные чашки устанавливаются на блюдцах. К компоту с фруктами подается чайная ложка. Бумажные салфетки ставятся в салфетницах, хлеб подается в хлебницах.

     В сервировке столов принимают участие воспитанники (дежурные), осваивающие правила подготовки столов к приему пищи:

-перед сервировкой столов необходимо привести свой внешний вид в порядок, вымыть руки;

-индивидуальные салфетки раскладываются после обработки столов влажной салфеткой;

-приборы на индивидуальные салфетки раскладываются в определенном порядке: тарелка в центре; ложка, вилка, нож лежат строго параллельно друг другу и тарелке.

     Мотивация детей на дежурство обеспечивается предварительным сообщением дежурному меню, обсуждением необходимых приборов для сервировки стола, набором атрибутов для дежурных: передник и колпак в соответствующем полу ребенка цветовом и дизайнерском оформлении.

По завершении приема пищи дежурные помогают помощнику воспитателя: убирают на место салфетницы, хлебницы и индивидуальные салфетки. Для полоскания полости рта после еды помощником воспитателя готовятся индивидуальные стаканчики с охлажденной кипяченой водой. В процессе организации питания соблюдается принцип эмоционального благополучия детей, решаются задачи столового этикета и культуры питания. Вопросы организации правильного питания и воспитания здорового образа жизни у детей дошкольного возраста решаются в тесном взаимодействии с родителями.

Дежурство (структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование представлений о дежурстве как проявлении заботы о других людях.

Развитие умений готовить обеденную зону к приему пищи.

Задачи.

Формировать представления о подготовке к дежурству по столовой (культурно-гигиенические навыки, внешний вид).

Развивать представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к приему пищи.

Формировать представления о меню, этикетных формах сервировки стола в соответствии с меню, развивать умения правильно и красиво сервировать обеденный стол. 

Формировать чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к приему пищи. 

Формы, методы, приемы.

Действия по словесному указанию, образец, поручения и задания, положительная педагогическая оценка.

Прием пищи

(структурный компонент организации питания)

Направление деятельности.

Формирование культуры питания.

Задачи.

Формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого приема пищи, тщательного ее пережевывания Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека; об этикетных нормах и правилах поведения за столом Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время приема пищи Развивать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей), умения поддерживать порядок на столе Формировать чувство благодарности повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному

Формы, методы, приемы.

 Презентация меню, сообщение, выражение положительных эмоций, положительная педагогическая оценка, ситуативный разговор.

Основные формы привлечения родителей:

-родительские собрания с презентацией новых блюд;

-рекомендации по приготовлению блюд для сбалансированного питания детей на каждый выходной день;

-выставки-дегустации;

-консультации с приглашением специалистов города, компетентных в вопросах детского питания.

Особенности организации прогулки

Подготовка к прогулке 

 Направление деятельности.

Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.

Задачи.

Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:

наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам)

одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам. По окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей ,участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.

 Особенности организации Сна

Направление деятельности.

Создание детям индивидуального комфорта в постели, проявление заботы об их эмоциональном благополучии в процессе сна.

Формирование бережного отношения к спящему человеку.

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности  в моменты внезапного пробуждения

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?), проговаривание действий, положительная оценка.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Шиптенко Ю.М.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования / Министертво образования Республики Беларусь. — 2­е изд. — Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2019. — 479 с.

2.https://infourok.ru/

 
 

Занятия по заучиванию стихотворений имеют в своей структуре много общего с занятиями по пересказу: чтение; чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные трудные места; чтение воспитателя; чтение детей.

Целесообразно вначале охарактеризовать детям стихотворение, а затем прочесть его так, чтобы каждый проникся его настроением.

При заучивании стихотворения чрезвычайно важную роль играет беседа по его содержанию. Она должна помочь ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, ускользающую, как правило, от внимания детей («Гуленьки варят кашу. Так вот почему им потребовалось зажечь огонек!» - потешка «Гуленьки»); красоту и своеобразие поэтического языка («Если сильно помахать красным флажком, то и впрямь получится как в стихотворении: «Мой флажок, как огонек, светится, играя»- Е. Благинина «Флажок»).

Но в беседе должна отрабатываться и осознанная выразительность чтения. Пояснения педагога, как следует читать те или иные строчки и почему, необходимо сочетать с упражнениями детей в их чтении.

Анализ стихотворения в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение тех или иных отрывков занимает много времени. Но именно эта работа позволяет повысить умственную и речевую активность детей.

Завершает разбор чтение воспитателя. При этом полезно обратить внимание детей на то,  как прозвучат в его исполнении те или иные строчки, уже читавшиеся детьми. Например: «Мне хочется прочесть веселое стихотворение «Где мой пальчик» еще раз. Обратите внимание, как я испугаюсь, не обнаружив пальца, как обрадуюсь, когда он найдется, как негромко поздороваюсь с ним и спрошу, как он живет».

На этом же занятии во время самостоятельного чтения, дети часто утрачивают интонации, найденные при его анализе и удавшиеся им при чтении отрывков. Это закономерно, ибо ребенок вынужден одновременно решать несколько задач: вспомнить, что за чем следует; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. И пока он не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать. Поэтому и предусмотрена возможность повторять стихотворение на последующих занятиях  и вне их, отрабатывая выразительность чтения.

Читая стихотворение наизусть, ребенок нуждается в помощи воспитателя. Подсказывать в этом случае лишь тихо, так, чтобы было слышно только рассказчику. Тогда для слушателей чтение будет относительно плавным.

Не следует требовать от ребенка громкого. Торжественного чтения. Пусть он читает не напрягаясь, не форсируя голос там, где в этом нет необходимости, с естественными интонациями.

Остальная часть занятия посвящается самостоятельному чтению детей. Чтобы дети не утомлялись, педагогу необходимо использовать различные приемы, например ответы в форме подарков (читая наизусть, ребенок заменяет имя, которое стоит в тексте, именем своего товарища – как бы дарит ему стихотворение и одновременно вызывает его читать после себя) или эстафетное чтение (закончивший читать передает тому, кому захочет, какой -либо предмет: елочку, флажок и т.п. Тем самым, он вызывает его для ответа).Можно так же провести игру-драматизацию.

Занятие по заучиванию стихотворения заканчивается чтением воспитателя. Полезно разрешать детям читать вместе с педагогом, вслух - в младших группах, шепотов- в средних и старших группах. Такое чтение учит четко произносить слова, не пользуясь голосом, т.е. воспитывает навык, необходимый ребенку в дальнейшем и являющийся показателем сформированности звуковой культуры речи.

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности

Шиптенко Ю.М.

Источники:

1.Учебная программа дошкольного образования, Минск, Национальный институт образования, 2019г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.: пособие для воспитателей дет.сада.-2 издание испр и доп.-М. / Просвещение, 1983. — 144 с.,ил.

 

В экологический центр младшей и средней групп следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в которой расположено учреждение дошкольного образования.

Экологические центры старших групп могут пополняться животными и растениями из других климатических зон. У всех растений и животных должны быть ярко выражены признаки группы или класса, например, рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты:

для младшей и средней групп — растения и животные, наиболее типичные по строению;

в старшей группе — объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко (например, растения, имеющие не только зеленую окраску листьев, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т.д.).

  В экологических центрах младшей и средней групп помещают самых неприхотливых обитателей, чтобы дети в состоянии были ухаживать за ними; в старшей группе могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север хорошо развиваются тенистые. Не допускается наличие в уголке природы ядовитых растений.

  Некоторые обитатели экологического центра постоянно находятся в группе (рыбы, птицы, млекопитающие, комнатные растения), поэтому дети их могут наблюдать в течение года. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средними группами; разместить объекты в уголке природы на короткое сезонное время, а иногда и на часть его. Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы поможет воспитателю сформировать у детей представление о том или ином времени года, его характерных особенностях.

Все обитатели центра природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни: птицы – на свету, но вдали от сквозняка, аквариум – в простенке, чтобы на него не попадал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за животными, выделять при необходимости кого-то одного из массы других.

 Комнатные растения не только представляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы требуется инвентарь:

лейки, щеточки, тазы, тряпочки, палочки для рыхления земли и ухода за растениями;

тазы, тряпочки, щетки-сметки, совки, мисочки для ухода за животными.

  Он находится в центре для дежурных. Инвентарь для ухода за аквариумом следует поместить в столике-шкафчике, здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Все рабочие инструменты должны иметь свое место, лежать на полках в определенном порядке.

  Воспитателю следует приучать детей по окончании работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место; затем проверить, все ли сделано так, как надо. Это важно учитывать при оценке труда дошкольников, формируя таким образом навыки культуры труда.

  Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен, прежде всего, сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети. Кроме того, нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.