1. Классическое занятие |
По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия, рефлексия. |
2. Комплексное (комбинированное занятие) |
Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях). |
3.Тематическое занятие |
Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др. |
4. Итоговое занятие |
Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год). |
5. Экскурсия |
В библиотеку, ателье, на почту, поле, стройку, в школу и др. |
6. Коллективное творческое дело |
Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни). |
7. Занятие–труд |
Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др. |
8. Занятие-игра |
«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает. |
9.Занятие-творчество |
Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ). |
10. Занятие-посиделки |
На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод. |
11. Занятие-сказка |
Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации. |
12. Занятие пресс-конференция |
Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало. |
13. Занятие-десант |
Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут. |
14. Занятие-путешествие |
Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу (поселку, деревне), республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге». |
15. Занятие-открытие (проблемное занятие) |
Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети сообща её решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки». |
16. Занятие-эксперимент |
Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом. |
17. Занятия-рисунки-сочинения |
Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду. |
18. Занятие-конкурс |
Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок. Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов. |
19. Групповые занятия (вариант конкурса) |
Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.). |
20. «Игра-школа» |
Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д. |
Заместитель заведующего по основной деятельности Ю.М.Шиптенко