Средний дошкольный возраст
Формировать представления:
о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка);
семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании
(доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые
покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки);
потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения;
рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара
(продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями).
Формировать (развивать) умения:
соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять
потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять);
применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло,
электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук,
не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать
одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).
Старший дошкольный возраст
Формировать элементарные представления:
о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей;
деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш,
премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта);
ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении;
экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.);
профессиях людей, связанных с экономикой;
правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Формировать (развивать) умения:
устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» –
«продукт» – «деньги»;
самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы),
устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет
большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется);
различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности);
различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар).
Воспитывать:
экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность,
экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей
и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных
богатств и др.
Игровая деятельность
Создать условия для свободной самостоятельной сюжетно-ролевой игры, обогащать.